ПЕРЕД ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕРЕВОДОВ С ДАННОГО САЙТА, ПОЖАЛУЙСТА, ОЗНАКОМЬТЕСЬ С
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИМ СОГЛАШЕНИЕМ И ВЫДЕРЖКАМИ ИЗ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РФ ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ

ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МОИХ ПЕРЕВОДОВ НА ЛЮБИТЕЛЬСКИХ РЕСУРСАХ, УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ НА БЛОГ. ЕСЛИ ХОТИТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПЕРЕВОДЫ (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ДЛЯ ЖУРНАЛЬНЫХ/ГАЗЕТНЫХ СТАТЕЙ, ТЕЛЕ-ПРОГРАММ, ДУБЛЯЖА ИЛИ СОЗДАНИЯ СУБТИТРОВ К ВИДЕО-МАТЕРИАЛАМ И ПРОЧИХ КОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ, СВЯЖИТЕСЬ СО МНОЙ, ОСТАВИВ СВОИ КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ В КОММЕНТАРИИ К ЛЮБОМУ ПОСТУ.

4 июн. 2013 г.

"Мадхубала была огорчена, когда Дилип Кумар женился", - Мадхур Бхушан

31 мая 2013

Мадхур Бхушан рассказывает о душевных метаниях и трагичных обстоятельствах, которыми была наполнена жизнь ее сестры Мадхубалы...
Она родилась 14 февраля, в День Св. Валентина, который считается праздником сердец и любви. И именно сердечный недуг оборвал жизнь суперзвезды Мадхубалы. "Когда 27-летней девушке говорят, что ей осталось жить два года, представляете ее состояние?" - задает вопрос ее сестра Мадхур Бхушан. Неудивительно, что в последние свои годы Мадхубала постоянно слушала одну и ту же песню - Rulake gaya sapna mera/Моя мечта исчезла в слезах (из фильма Jewel Thief). Девушка мечты обманулась в своих мечтах. Ее младшая сестра Мадхур вспоминает стремительный взлет и падение Венеры индийского кино, прожившей всего 36 лет, чтобы остаться вечной звездой...

Апа, которую я знала
"С самого моего рождения апа (так она называла старшую сестру Мадхубалу, чье настоящее имя Мумтаз Джахан Бегам Дехалви) постоянно была занята на съемках. Будучи родом из консервативной мусульманской семьи патханов, мой отец (Атаулла Кхан) не стремился дать нам образование. Но, к счастью, меня послали учиться в монастырскую школу Св. Джозефа в Бандре. Да, сестра была единственным зарабатывающим членом семьи. Мой отец работал в британской табачной компании Империал в Пешаваре, но, будучи патханом, он был вспыльчив и чтил собственное достоинство. Он не потерпел грубого обращения и в ту же секунду лишился своей работы, которой посвятил 15 лет. Он привез всех нас в Мумбаи. Апа, которой было всего семь, была талантлива - она умела петь и танцевать. Так она снялась в своем первом фильме Basant на детской роли. Она зарабатывала на всю семью до самого конца своей карьеры. То, что мы выжили и стали кем-то - это лишь ее заслуга. Абба (отец) соблюдал строгую дисциплину. От апы требовалось приступать к съемкам в 9 утра. А в 6 вечера за ней приезжала машина и увозила ее обратно домой. Отец никогда не ездил на студии.

У него не был трудный характер, как принято считать. Он был очень строг и настаивал на пунктуальности. Он сам был так воспитан. Однажды ей нужно было сниматься на студии Ранджит. А шли сильные дожди. Абба сказал: "Ты должна ехать. Твое имя не должно быть запятнано." В те дни студия Ранджит была в 15-ти минутах езды на машине от нашего дома в Бандре. Однако ей понадобилось полтора часа, чтобы добраться на студию. Ворота оказались закрыты, никто не явился на работу. Она прождала пол-часа и вернулась домой.

Что сказать о ее красоте? Здесь не нужны доказательства - о ней продолжают говорить даже через 42 года после ее смерти. У всех нас развивался комплекс, когда мы стояли рядом с ней. Патханы по происхождению, мы все имели хороший рост, светлую кожу, длинные волосы. Но никто из нас, сестер, не мог сравниться с ней. Наша мать была низкого роста. Мы все пошли в отца. Однако, мы и в подметки не годились сестре. Ей нравилось носить простые белые сари. Дома она носила длинные юбки. Она любила украшать волосы свежим жасмином. Ей нравились золотые и инкрустированные камнями ювелирные украшения. А еще она увлекалась поэзией, поскольку немного знала урду. К ней также приходил репетитор английского на дом.
Она любила различные закуски - творожно-овощные тефтели, хрустящие жареные лепешки с острым соусом, а еще кульфи (индийское мороженое). Она никогда не соблюдала диету. В те времена актрисы были в теле - никаких нулевых размеров! Она возила всех нас на своих импортных машинах Hillman, Buick и Station Wagon в Чоупати. Но сама она была одета в паранджу, чтобы остаться неузнанной. Когда ее за это останавливал дорожный патруль, она просила: "Пожалуйста, я не могу ее снять - вокруг тут же соберется толпа людей!" Она даже в кино ходила в парандже. По сестре так сходили с ума, потому что она никогда не появлялась на публике. Ей не позволялось посещать ни одно мероприятие, ни одну кино-премьеру. У нее не было друзей. Но она никогда не возмущалась, всегда была послушной. Наш отец хотел защитить нас таким образом, но заработал репутацию деспота. Его спрашивали, зачем он тогда вообще позволил ей сниматься в кино. Он говорил: "У меня было 12 детей. Мы бы просто умерли с голоду. Я потерял своих сыновей, которые могли бы стать мне опорой." Апа была очень чувствительной по натуре. Она могла легко расплакаться, а мы даже понять не могли, что произошло. Но ее также было легко насмешить. Как только она начинала смеяться, ей было трудно остановиться. Из-за этого даже отменялись съемки на весь день! Она не была религиозной, но верила в Бога. Она не соблюдала посты, но молилась раз в день.

Любовь и потеря
"Впервые сестра влюбилась в Премнатха. Их отношения длились шесть месяцев. Они расстались из-за религиозных разногласий. Он хотел, чтобы она сменила религию, а она отказалась. Следующей ее любовью стал Дилип Кумар. Она встретила Бхайджана/Братца (Дилипа Кумара) на съемках фильма Tarana. Потом они работали в Sangdil, Amar и Mughal-E-Azam. Их роман продолжался девять лет. Они даже были помолвлены. Его старшая сестра приходила к нам с накидкой (традиционный ритуал). Бхайджан тоже был патханом. Вопреки общему мнению, мой отец никогда не запрещал ей выходить замуж. К тому времени у нас уже было достаточно денег, была финансовая стабильность. Сестра и Братец казались созданными друг для друга. Он часто приходил к нам в дом. Он даже видел меня в школьной форме. Он с уважением относился к нам, детям, и обращался к каждому на "вы". Они с сестрой ездили покататься на машине или просто сидели в комнате и разговаривали.

Расставание с Дилипом Кумаром произошло из-за судебного разбирательства в середине 50-х, во время съемок фильма Naya Daur. Им нужно было поехать на съемки куда-то в Гвалиор. Когда в той же местности снимали другой фильм - Jabeen Jaleel - толпа напала на женщин и даже содрала с них одежду. Отец боялся ее отпускать и попросил выбрать другое место съемок. Он не запрещал ей ездить на выездные съемки. До этого апа снималась и в Махабалешваре, и в Хайдерабаде, и в других местах. Братец обозвал моего отца "диктатором" в суде и встал на сторону семейства Чопра (покойный Б. Р. Чопра был режиссером фильма). Это дало трещину в отношениях, и они развалились.

Мы по-прежнему любим и уважаем Братца, но у меня остался лишь один вопрос к нему. Она ведь была вашей любовью, вашей страстью, так почему же вы так поступили? Неужели Братец не мог просто сказать "Давайте сменим место съемок"? Или хотя бы занять нейтральную позицию? Апа безутешно плакала в те дни. Они разговаривали по телефону в попытке помириться. Он поставил условие: "Оставь своего отца - и я женюсь на тебе." А она ответила: "Я выйду за тебя замуж - ты лишь приди в наш дом, извинись и обними его." Упрямство и эго разрушили их любовь. Но мой отец никогда не настаивал, чтобы она расторгла помолвку и не требовал извинений со стороны Дилипа.

Последние годы
Пытаясь забыть Дилипа, сестра вступила в отношения с Кишором Кумаром, который был в процессе развода с женой Румой Деви Гуха Тхакурта (актриса и певица). Что привлекло ее в Кишоре? Вероятно, его пение, а может быть то, что он умел рассмешить ее. Их роман продолжался три года, за это время они снялись в Chalti Ka Naam Gadi и Half-Ticket. Они поженились в 1960, когда ей было 27 лет. После женитьбы они летали в Лондон, и там доктор сообщил ей, что ей осталось жить всего два года. После этого Кишор оставил ее в нашем доме, сказав: "Я не могу обеспечить ей уход. Мне нужно постоянно уезжать на съемки." Однако она хотела быть с ним. Он навещал ее раз в пару месяцев. Возможно ему хотелось ослабить свою привязанность к ней, чтобы ее окончательный уход не причинил ему боли. Но он никогда не унижал ее, как писалось в газетах. Он оплачивал ее медицинские расходы. Их брак продолжался девять лет.

Диагноз "дырка в сердце" (дефект межжелудочковой перегородки) был установлен, когда она снималась в фильме С. С. Васана Chalak в Мадрасе в 1954 году (прим.: в тексте ошибка - это был фильм Bahut Din Huye). Ее стошнило кровью. Ей предписали постельный режим на три месяца, однако она продолжала работать, иначе ее фильмы понесли бы урон. Во время съемок Mughal-E-Azam она была закована в цепи и должна была постоянно находиться в них. Это был большой стресс для нее. Под конец дня кисти ее рук синели. Она даже отказывалась от еды, говоря, что должна выглядеть осунувшейся и изможденной в тюремных сценах. Сцена с пером между ней и Братцем (которая считается самой романтичной за всю историю индийского кино) снималась уже после их разрыва.

Из-за заболевания ее организм производил избыток крови. Поэтому лишняя кровь вытекала изо рта и носа. К нам домой приходил врач и делал ей кровопускание, собирая целые бутылки крови. Она также страдала давлением в легочной артерии и постоянно кашляла. Ей приходилось давать кислород каждые 4-5 часов, иначе она начинала задыхаться. В течение девяти лет она была прикована к постели, от нее остались лишь кожа да кости. Бывало, она рыдала: "Я хочу жить, я не хочу умирать, ну когда же доктор найдет лечение для меня."

В последние дни перед ее смертью у меня была ветряная оспа, поэтому меня не пускали к ней. Но когда доктор объявил, что она вот-вот умрет, я побежала в ее комнату. Она была уже мертва (23 февраля 1969 года). Ей было 36, мне 19. Несмотря на то, что Братец ни разу не навестил ее, пока она была больна, он прилетел из Мадраса, чтобы проститься с ней на кладбище. Из его дома в наш пересылалась еда в течение трех дней, согласно традиции.
Помню, когда Братец женился на Сайре Бану, сестра была огорчена, потому что любила его. Бывало, она говорила: "Ему судьбой была предназначена она, а не я." Но она также говорила: "Он женился на очень красивой девушке. И она так ему предана. Я очень рада за него." Однако в ее сердце так и осталась пустота. Несколько лет назад даже ее могила была уничтожена, потому что находилась на кладбище вахаби (мусульманская секта, запрещающая возводить могилы). Последняя память о легенде была стерта с лица земли."

журнал Filmfare, интернет-версия
русский перевод - ИНДИЙСКОЕ КИНО Ru (c) http://bollywoodru.blogspot.com/

8 комментариев:

rayon комментирует...

Великая и особенной красоты актриса и такая трагическая судьба... Бесконечно жаль...
Спасибо большое за перевод, благодаря которому я узнала о ее жизни.

Хозяйка блога комментирует...

Спасибо, что находите время на добрые комментарии:)

rayon комментирует...

О, это вам еще раз большое спасибо за то, что дарите нам свое время и предоставляете такую чудесную возможность читать разнообразную интересную и познавательную информацию о жизни в любимом индийском кино и знакомиться со смыслом старых и новых замечательных песен в прекрасном переводе!

Анонимный комментирует...

Большое спасибо за статью, очень интересно было прочитать, есть некоторые факты, которых я не читала раньше. Какая у неё была трагическая судьба, особенно когда она тяжело болела, очень её жаль. Меня всегда поражало в некоторых звёздах индийского классического кино, что факты из их жизни ещё трагичнее, чем сюжеты многих индийских кинофильмов.
Красивой, кстати, я её не назвала бы, но в ней есть какая-то неповторимость, непохожесть на других, индивидуальность, шарм, - по-моему, как раз этим она и брала.
Почему они расстались с Дилипом, лично я так и не понимаю. А ведь какая была замечательная пара! Какие они в "Великом Моголе" - глаз не оторвать! Почему же они расстались? По-моему, если бы они хотели, они решили бы разногласия.
А что это за история с разрушением могилы?! Не знала. Вот это традиции. Какой ужас.
Ещё раз большое спасибо за статью!

Хозяйка блога комментирует...

Мне Мадхубала тоже долго не казалась такой уж красивой, пока я не познакомилась получше с ее фильмографией. Ее действительно нужно смотреть "в движении", а не на фото - у нее мощнейшая энергетика и сексапильность (наводит на сравнение с Мэрилин Монро), и для этого ей даже не нужно раздеваться на экране. Конечно, вкусы и представления о красоте у всех разные, но я абсолютно понимаю, почему ее до сих пор считают одной из красивейших индийских актрис.
Про разрушение могилы знаю то, что якобы все делалось с официального разрешения и по исламским законам, чтобы освободить место на кладбище. Уничтожили не только надгробные памятники, но и выкопали сами останки (звучит дико и немыслимо, конечно). Кроме Мадхубалы, были стерты могилы певца Мохаммеда Рафи, композитора Наушада и многих других. Хуже всего то, что родственников покойных об этом не извещали, поэтому вполне понятно, что они обижены.

Анонимный комментирует...

Согласна про энергетику и сексапильность и про то, что некоторых актёров лучше смотреть в движении, потому что фото не передаёт всего. Про разрушение могилы и останки умерших, да к тому же великих людей - дикость, по-моему. Как же такое допускается в цивилизованном государстве, при живых родственниках?
Хотела сделать пост на одном из форумов индийского кино (со ссылкой на ваш блог, естественно), где у нас тоже многие люди интересуются ретро актрисами, но почему-то никак не разберусь, как сделать ссылку на вашу статью. Может быть, в другой раз.
Большое спасибо за статьи, у вас можно почитать очень много интересных материалов.

Хозяйка блога комментирует...

Функция копирования статей отключена, но вы можете нажать на заголовок статьи - она откроется полностью, одна на странице. И скопируйте ссылку на нее из адресной строки.

Очарованная Индией комментирует...

Спасибо за статью! Я уже достаточно много прочла и посмотрела, но этот рассказ, исходящий от сестры Мадхубалы, глубоко затрагивает. В одном из видеороликов про актрису была показана её могила, зачем же было уничтожать? Эти люди глупы.