ПЕРЕД ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕРЕВОДОВ С ДАННОГО САЙТА, ПОЖАЛУЙСТА, ОЗНАКОМЬТЕСЬ С
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИМ СОГЛАШЕНИЕМ И ВЫДЕРЖКАМИ ИЗ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РФ ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ

ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МОИХ ПЕРЕВОДОВ НА ЛЮБИТЕЛЬСКИХ РЕСУРСАХ, УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ НА БЛОГ. ЕСЛИ ХОТИТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПЕРЕВОДЫ (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ДЛЯ ЖУРНАЛЬНЫХ/ГАЗЕТНЫХ СТАТЕЙ, ТЕЛЕ-ПРОГРАММ, ДУБЛЯЖА ИЛИ СОЗДАНИЯ СУБТИТРОВ К ВИДЕО-МАТЕРИАЛАМ И ПРОЧИХ КОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ, СВЯЖИТЕСЬ СО МНОЙ, ОСТАВИВ СВОИ КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ В КОММЕНТАРИИ К ЛЮБОМУ ПОСТУ.

3 окт. 2012 г.

Лила Найду: Мисс Индия-1954, ставшая актрисой с налетом западной элегантности

21 сентября 2009

Индийская киноактриса Лила Найду, ушедшая из жизни в 69 лет, была обворожительной красавицей-индианкой с ярко-выраженным налетом западной изысканности и элегантности. Она приобрела эти качества, благодаря своему смешанному индо-европейскому происхождению, и они выделяли ее на фоне современников - таких знаменитостей индийского кино 1960-х, как Наргис, Мина Кумари и Вахида Рехман.

Дочь Рамайя Найду, известного физика-атомщика из Андхра Прадеш, и Марты Найду, швейцаро-француженки, индолога из Ирландии, Лила Найду обладала изысканностью и умением держаться, присущими образованным высшим слоям индийского общества. Она обратила на себя внимание в 1954 году, удостоившись короны Мисс Индия. "Лила Найду сознавала свою красоту, но не кичилась ею. От матери она впитала все тонкости европейской эстетики, а от отца - решимость отстаивать свои ценности," - писал журналист и биограф Т. Дж. С. Джордж, который был хорошо знаком с ее семьей. Наряду с Махарани Джайпура Гаятри Деви, Лила Найду вошла в список десяти самых красивых женщин мира, опубликованный журналом Vogue.

Она дебютировала в качестве актрисы в 1960 году в ленте Ришикеша Мукерджи Anuradha. Проницательный режиссер Мукерджи проявил великолепную интуицию, выбрав ее для роли одинокой Анурадхи, домохозяйки в глухой индийской деревне, которой пришлось бросить свою процветающую карьеру певицы ради того, чтобы следовать за мужем, доктором Нирмалом Чоудхари, чью роль исполнил Балрадж Сахни. Под чутким руководством Мукерджи Найду сыграла свою роль тонко, сдержанно и с благородным самообладанием. Фильм стал классикой индийского кино, получил заветную Национальную Премию в категории "Лучший фильм" в 1961 году, а также номинировался на награду Золотой Медведь в категории "Лучший фильм" на берлинском международном кинофестивале в том же году.

Большой прорыв Найду в коммерческом кинематографе произошел с криминальным триллером Р. К. Найяра Yeh Raaste Hain Pyar Ke в 1963 году, в котором она сыграла главную женскую роль изменяющей жены. Сюжет фильма, хоть и вымышленный, был основан на реальном событии - убийстве, произошедшем в Бомбее в 1959 году. Событие получило огласку как уголовное дело об убийстве Нанавати, в котором высокопоставленный капитан морского флота Кавас Нанавати убил своего близкого друга Према Ахуджу, выяснив, что он являлся любовником его жены-англичанки Сильвии. Судебное разбирательство наделало шумихи по всей Индии. Дело также стало важным пунктом в истории индийской юриспруденции, поскольку отменило систему суда присяжных, унаследованную со времен британского правления.

Вероятно, именно сенсационная огласка дела подтолкнула Найяра на создание Yeh Raaste Hain Pyar Ke. Западный стиль и манеры Найду идеально вписались в ее роль Нины (жены Нанавати). Для героя Сунила Датта, сыгравшего Нанавати и злодея со стажем Рехмана, сыгравшего Према Ахуджу, не было ничего необычного в принятии их ролей. Однако для Лилы Найду ситуация была совершенно иной, поскольку именно она возложила на себя риск, согласившись сыграть неверную жену Нанавати - роль, от которой отказались многие ведущие индийские актрисы 60-х. К счастью, ее смелость оправдалась. Yeh Raaste Hain Pyar Ke стал коммерчески успешным и помог Найду стать неким олицетворением либерализации женщин Индии.

Еще один фильм, принесший Найду признание критиков, - Gharbar/The Householder (1963), фильм компании Мерчант Айвори Продакшинз. Снятый по мотивам одноименного романа 1960 года Рут Правер Джабвала, фильм режиссировался Джеймсом Айвори, и стал первым продуктом сотрудничества продюсера (Исмаил Мерчант) и режиссера (Айвори). Целиком снятый в Дели, The Householder - комедия, разворачивающаяся вокруг Према (Шаши Капур) и его молодой жены Инду (Лила Найду). Исполнение роли девушки ниже среднего класса лишь утвердило многогранность таланта Найду. Международно признанный индийский мэтр-режиссер Сатьяджит Рай, который приложил руку к творческому процессу создания The Householder, судя по рассказам, был настолько впечатлен игрой Найду, что запланировал снять с ней англоязычный фильм с участием Марлона Брандо и Шаши Капура. Однако, проект так и не был осуществлен.

Найду продемонстрировала классическую актерскую игру в Trikal (1985) Шьяма Бенегала, где она сыграла центральную роль безутешной вдовы Марии Соарес, которая отказывается признать, что ее муж умер. Она проводит дни, сидя в своем узорчатом кресле-качалке и рассеянно слушая песни на старом граммофоне с ручной заводкой. Когда пластинка подходит к концу, она машет своей молодой служанке, чтобы та поставила ее заново. Найду продемонтстрировала зрелую и тщательно выдержанную игру. "Опыт работы с Лилой Найду абсолютно незабываем. Она вдохнула невинность и умиротворенность в свое исполнение," - сказал Шьям Бенегал, который прежде уже работал с ней на съемках рекламы для Finlay Fabrics, известной индийской фирмы 60-х. В 1965 году Дэвид Лин сделал ей комплимент, назвав методичной актрисой, которая никогда не ограничивает свою спонтанность.

Однако, несмотря на свой талант, преданность и увлеченность работой, Лила Найду снялась в очень малом количестве фильмов. В киноиндустрии, полной стереотипов, сила ее личности и врожденный стиль превратились в ее недостатки или слабые стороны. Кроме того, в отличие от современных индийских актрис, многие из которых ловко танцуют, она упустила заветную роль Роузи в Guide (1965) Виджая Ананда в пользу Вахиды Рехман, поскольку не была тренированной танцовщицей.

Личная жизнь Найду была отнюдь не счастливой. Она вышла замуж и развелась с Тикки Обероем, состоятельным наследником сети отелей Оберой. Затем последовал неудачный брак с Домом Моресом. Два провальных брака и проигранная битва за право оставить себе детей, потрясли и надломили ее. В попытке справиться с одиночеством и чувством утраты она искала утешение в философском учении Дж. Кришнамурти в Лондоне. Впоследствии она вела затворническую жизнь в Мумбаи. Последним фильмом Найду стала лента Прадипа Кришена Electric Moon в 1992 году. Она умерла в Мумбае 28 июля 2009 года.


Лалит Мохан Джоши
газета The Independent 
русский перевод - ИНДИЙСКОЕ КИНО Ru (c) http://bollywoodru.blogspot.com/

Комментариев нет: