ПЕРЕД ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕРЕВОДОВ С ДАННОГО САЙТА, ПОЖАЛУЙСТА, ОЗНАКОМЬТЕСЬ С
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИМ СОГЛАШЕНИЕМ И ВЫДЕРЖКАМИ ИЗ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РФ ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ

ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МОИХ ПЕРЕВОДОВ НА ЛЮБИТЕЛЬСКИХ РЕСУРСАХ, УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ НА БЛОГ. ЕСЛИ ХОТИТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПЕРЕВОДЫ (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ДЛЯ ЖУРНАЛЬНЫХ/ГАЗЕТНЫХ СТАТЕЙ, ТЕЛЕ-ПРОГРАММ, ДУБЛЯЖА ИЛИ СОЗДАНИЯ СУБТИТРОВ К ВИДЕО-МАТЕРИАЛАМ И ПРОЧИХ КОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ, СВЯЖИТЕСЬ СО МНОЙ, ОСТАВИВ СВОИ КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ В КОММЕНТАРИИ К ЛЮБОМУ ПОСТУ.

10 сент. 2016 г.

"Если кто-то и одарен голосом самого Бога, то это Мохаммед Рафи"

24 декабря 2015

"Люди говорят, будто мой отец боялся Кишора Кумара. Это неправда. Мой отец отказался от стольких песен в пользу других певцов, говоря продюсерам, что они тоже талантливы."
Шахид Рафи, самый младший из сыновей Мохаммеда Рафи, делится воспоминаниями о легендарном певце в интервью с Пэтси Н.

"Пока мой отец был жив, мы никогда не воспринимали его, как знаменитого и популярного певца. Мы знали, что он пользуется известностью, но для нас он был просто отцом, мы никогда не ощущали, что он знаменитость. Учителя порой могли делать нам поблажки, как детям Мохаммеда Рафи, но и это было нечасто. Когда папа ехал куда-нибудь на машине, и автомобиль останавливался на светофоре, его тут же облепляла толпа, пытаясь заглянуть в окно и хоть мельком увидеть отца.

Отец был немногословным человеком. Изредка он рассказывал нам истории из своего детства, но в основном мы узнавали о нем от мамы.

Папа был родом из небольшой деревушки под названием Котла Султан Сингх, примерно в получасе езды от Амритсара. Из Пенджаба семья моего отца переехала в Лахор. Это было еще до раздела Индии и Пакистана. Там на папу произвел сильное впечатление один бродячий музыкант.

Отец обучался у мастеров Абдула Вахида Кхана и Гхулама Али Кхана-Старшего. Дедушка был категорически против обучения отца пению, поэтому папа не рассказывал никому в семье, что берет уроки классического вокала.

Отцу было 19 лет, когда он приехал в Бомбей. Он был женат дважды. В Лахоре его женили совсем еще подростком на какой-то родственнице. Когда он приехал и обосновался в Бомбее, он хотел, чтобы и его жена переехала туда, но она отказалась. После этого отец женился на моей матери Билкис.

От первой жены у отца был сын Саид Рафи. Когда мы были еще детьми, он приехал в Бомбей и жил у нас. Мы были не в курсе, что он наш сводный брат - папа с мамой не говорили нам. Но мы относились к нему, как к старшему брату. Нас, детей, было семеро - четверо братьев, включая меня, и трое сестер.

В 1941 отец спел в пенджабском фильме Gul Baloch, снятом в Лахоре. Фильм вышел на экраны в 1944-м году. Композитором был Шьям Сундар. Он упросил старшего брата отца убедить папу приехать в Бомбей, потому что у него был прекрасный голос. Отец приехал в Бомбей в 1943 году. Он жил в районе Бхенди Базар у близкого друга семьи Абдула Хамида.

Дядя Хамид водил папу по студиям и знакомил с продюсерами и композиторами. Четыре месяца он не находил никакой работы, поэтому начал петь в хоре. Его вторым фильмом был Gaon Ki Gori (1944) - тоже с Шьямом Сундером.

Его первым прорывом стал Jugnu (1947), в нем он исполнил песню композитора Фероза Низами Yahan Badla Wafa Ka дуэтом с Нур Джехан. Он так же исполнил роль студента колледжа в этом фильме. После Jugnu на него начали обращать внимание.

Дядя Хамид познакомился с отцом Наушада-сааба через общего друга и попросил его дать рекомендательное письмо для моего отца. Когда они встретились с Наушадом-саабом и вручили ему рекомендательное письмо, он сказал: "Ты мне принес такую рекомендацию, что я не смогу отказаться." Вот так моему отцу удалось получить работу у Наушада-сааба. Однако он еще долгое время пел в хоре, прежде чем Наушад-сааб дал ему сольную песню.

Отец никогда не нервничал, он был человеком очень большой души. Люди говорят, будто мой отец боялся Кишора Кумара. Это неправда. Мой отец отказался от стольких песен в пользу других певцов, говоря продюсерам, что они тоже талантливы.

В 1970 году папа совершил паломничество в Мекку. Кто-то сказал ему, что музицировать и петь - это грех, и Бог его никогда не простит. Отец был богобоязненным человеком. Он испугался и решил, что больше никогда не будет петь. Он перестал браться за новые песни и уехал в Лондон, чтобы быть со своими сыновьями и дочерью.

Через восемь месяцев он вернулся после долгих упрашиваний со стороны друзей и родственников. Поначалу у него было мало работы, потому что публике полюбился голос Кишора-да, который также стал голосом Раджеша Кханны. Но вскоре ему снова начали предлагать работу. Он спел для многих хороших фильмов и исполнил хиты в таких картинах, как Naseeb и Amar Akbar Anthony.

Мне было 19, когда папа умер. Это стало большим потрясением. Я был с ним. Никогда не забуду тот день. Утром у мамы была температура, она спала, а отец репетировал бенгальскую песню дома. У него появились боли в груди, однако он закончил репетицию и только тогда поднялся наверх. Мама спросила, что случилось. Он ответил: "Похоже, у меня изжога", принял лекарство для желудка и спустился вниз.

Мама велела своему младшему брату Захиру Ахмаду, который также являлся секретарем папы, вызвать врача. Врач пригласил специалиста, который отвел Захира Ахмада в сторону и сказал: "Я думаю, у Рафи-сааба инфаркт."

Его пальцы посинели. Мы собирались вызвать неотложку, чтобы отвезти его в больницу, но отец настоял на том, чтобы поехать на своей машине в Национальную больницу округа Махим. Там его немедленно отвезли в реанимацию и хотели поставить кардиостимулятор, однако у них его не нашлось. Поэтому по совету его лечащего врача, папу перевезли в Бомбей Госпиталь. По пути туда у него случилось еще три инфаркта. В больнице его прямиком отвезли в операционную и установили кардиостимулятор.

После этого мама сказала ему: "Если ты полежишь в покое, то почувствуешь себя лучше и мы поедем домой." Папа ответил: "Раз ты так говоришь, я полежу в покое." В следующие пять минут его не стало.

На его похороны собралась огромная толпа людей. Шел проливной дождь, люди теряли обувь, ценные вещи в давке, однако ждали похоронной процессии. Со зданий кидали цветы... Мама была совершенно сломлена. Она не могла поверить, что его больше нет.

Когда папа бывал дома, он ложился спать в 9 вечера и вставал в 4:30 утра, чтобы практиковать вокал. Затем он ехал в спортзал в Бандре и играл там в бадминтон с Наушадом-саабом, Дилипом Кумаром и Анандом Бакши. Порой он возвращался домой выжатым, словно лимон, потому что за день было так много записей.

Мой отец был очень спокойным человеком. Они никогда нас не ругал. Ругала и била нас мама. Он был человек дисциплины. Мама была строгой, но именно она держала семью вместе. Отец никогда не ходил на вечеринки, он любил проводить время с семьей. Единственные мероприятия, которые он посещал - это свадьбы и церемонии награждения.

Моя старшая сестра, которая живет в Лондоне, вышла замуж за два дня до того, как отец записал песню Babul Ki Duaein Leti Jaa ("Возьми благословение отца с собой"). На церемонии передачи невесты жениху он не плакал. Но когда он записывал ту песню, он сильно плакал.

С детьми папа сам был как ребенок. Он любил играть в карамболь, бадминтон и запускать воздушных змеев.

Ид всегда праздновался в нашем доме с размахом. Мама готовила ширкхуму (пудинг из тонкой вермишели) в огромной кастрюле и рассылала угощение актерам, режиссерам, продюсерам и композиторам. На Бакри Ид мы посылали всем мясо. Мы резали 8-10 коз. Когда отца не стало, все это прекратилось.

Я пишу книгу об отце, она называется Mohammed Rafi: Voice of The Nation/ "Мохаммед Рафи: голос нации." Со-автором является Суджата Дев. Я - аутентичный источник всей информации, которая касается его личной жизни. Однако для описания его карьеры, композиторов и коллег, мы лично встречались с теми людьми. Мы провели 60 интервью. Несколько из них я брал лично, например, с Шамми Капуром за месяц до его кончины. Также с Риши Капуром, Рандхиром Капуром.

Шамми Капур очень тепло относился к моему отцу. Они так хорошо знали друг друга, что когда отец пел для него, он точно знал, что Шамми-джи будет делать под эту песню и готовился к ней соответственно.

Папа также исполнил много песен для Риши Капура. Риши-джи сказал мне, что ему повезло быть озвученным голосом Рафи-сааба. Он также рассказал, что Манмохан Десаи зачастую говорил: "Если кто-то и одарен голосом самого Бога, то это Мохаммед Рафи".

Мой отец был замешан лишь в одной неприятной истории. Это случилось, когда Лата Мангешкар заявила, что хочет выплаты дополнительных процентов за те песни, которые они исполнили вместе, а мой отец сказал, что когда певцу уже выплачен гонорар за песню, ни о каких дополнительных процентах и речи быть не может. У них случилась ссора, и они довольно долгое время не пели дуэтом. Кстати, благодаря этому карьера Суман Кальянпур начала набирать популярность - она стала исполнять песни дуэтом с моим отцом. Кальянджи и Анандджи покончили с этой размолвкой. Когда я беседовал с Анандомджи для своей книги, он рассказал мне, что Кальянджи пошел к Рафи-саабу и Лате-джи, поговорил с ними и примирил обоих.

Однажды Рафи-сааб спел песню для Джитендры, который прислал деньги ему домой. Однако сумма была больше установленной, поэтому папа позвонил ему и сказал, что тот заплатил больше, чем нужно. "Я повысил гонорар," - ответил Джитендра. Фильм провалился, хотя ему пришлось заплатить больше, так что мой отец вернул добавочную сумму.

В нашем доме проводилось много репетиций, однако отец никогда не позволял нам участвовать в них. Он вообще никогда не принуждал нас становиться певцами. Он никогда не брал нас с собой на записи песен. Он был убежден в том, что если мы станем певцами, то должны превзойти его или быть хотя бы его уровня. Никому из нас не удалось дотянуться до его уровня пения, так что никто не пошел работать в эту индустрию.

Второго Мухаммеда Рафи просто не может быть. Никто не смог его заменить, никто не заменит его и в будущем.

rediff.com
русский перевод - ИНДИЙСКОЕ КИНО Ru (chttp://bollywoodru.blogspot.com/

ярлыки, не вошедшие в список:
Ананд Бакши*
Гхулам Али Кхан-Старший*
Нур Джехан*
Рандхир Капур*
Фероз Низами*

Комментариев нет: